kazan.ru • фото • Казанский Кремль

Казанский Кремль

Казанский кремль представляет собой масштабный комплекс архитектурных сооружений, имеющих огромное историческое и культурное значение. На площади в 150 тысяч кв. м находится большое количество памятников и археологических остатков, имеющих отношение к истории региона в период XII–XX вв. На территории, имеющей форму неправильного треугольника, находится сам белокаменный кремль, храмы, культовые здания, музеи, архивы и прочие здания и сооружения, имеющие непосредственное отношение к многовековой истории татарского народа.

Казанский кремль находится в центральной части города на высоком берегу реки Казанки. Очертания его повторяют форму высокой террасы, на которой он расположен. Кремлевский холм тянется от реки Казанки (на северо-западе) до Площади 1 Мая (на юго-востоке).

В исторических источниках не сохранились точные данные о времени возникновения Казанского кремля. Официальная версия гласит, что Казань была основана в Х в., следовательно, кремль появился несколько позднее. На это указывают и письменные хроники.

Первоначально кремль назывался Керман (от (тат. Кирмән).

XII–XIV вв. Булгарская крепость

На протяжении многих лет на территории Казанского кремля велись археологические раскопки. Самые ранние находки были обнаружены в северо-западной части кремлевского холма, ближе к реке Казанке. Именно там, судя по всему, находилось старинное булгарское поселение, на месте которого впоследствии появилась ханская крепость.

У исследователей нет единого мнения относительно возраста обнаруженных в данном месте остатков деревянных крепостных сооружений. Одни ученые полагают, что это торговое поселение возникло в Х в., другие считают, что в XII в.

Немало споров вызывает и возраст каменных стен. По одной версии, они появились в XII в., по другой – в XV–XVI вв., вместе с реконструкцией Казанского кремля псковскими зодчими, инициированной русским царем Иоанном IV Васильевичем.

В XIII–XV вв. роль Казанского кремля существенно возросла – он стал центром Казанского княжества, которое, в свою очередь, вошло в состав Золотой Орды. Произошло это следующим образом: войско Батыя в 1236 г. захватило Волжскую Булгарию, разграбило ее столицу, а через четыре года Булгария разделила судьбу русских княжеств и полностью оказалась под властью Золотой Орды. При этом часть населения пустилась в бега и основала новое поселение на берегу реки Казанки, названное Иски-Казань (в полусотне километров от Казани). В 1370 г. на месте, где сегодня находится Казанский кремль, началось строительство крепости, которая более ста лет была резиденцией булгарских князей.

XV – первая половина XVI века. Ханская крепость

Казанское ханство просуществовало свыше сотни лет, с 1445 г. по 1552 г. Центром его был кремль, и произошло это после падения Золотой Орды. Ханство возникло на развалинах Волжской Булгарии после того, как ордынский хан Улу-Мухаммед пошел со своими воинами на Казань, казнил булгарского правителя Алим-Бека и провозгласил Казанское ханство. Им же была возобновлена традиция сбора дани с Московского княжества.

При Улу-Мухаммеде крепость была надежно укреплена дубовыми и, частично, каменными стенами, толщина которых достигала девяти метров. Попасть внутрь можно было через один из четырех имевшихся проездов в башнях Елабуга, Нур-Али, Тюменские ворота или Большие ворота. С запада ханская цитадель была защищена мутными водами Булака – протока, соединявшего р. Казанку с озером Кабан. Наиболее уязвимой крепость выглядела с юго-восточной стороны, из-за чего правитель велел отгородить ее несколькими глубокими рвами. Довольно яркое описание Казани оставил Андрей Михайлович Курбский, приближенный Ивана Грозного, русский полководец, писатель, политический деятель. По его словам, Казанский кремль представлял собой настоящий «град» с каменными царскими палатами, высокими мечетями с множеством минаретов, медресе и мавзолеев.

Южная часть поселения, отделенная рвом от ханской цитадели, была застроена сплошь деревянными домами. Здесь жила прислуга хана и располагалось мусульманское кладбище.

Вторая половина XVI века. Восстановление кремля псковскими зодчими после осады Казани

В 1552 г. ханская крепость серьезно пострадала из-за осады Казани войском Ивана Грозного. Русский царь решил построить новый кремль из белого камня, добываемого с волжских берегов, и призвал для этих целей псковских зодчих Ивана Ширяя и Постника Яковлева, снискавших себе добрую славу после строительства Собора Василия Блаженного. Хроники тех лет повествуют о том, что царь велел зодчим «прибрати каменщиков, стенщиков да ломовцев… сколько пригоже буде», чтобы с их помощью очистить место для нового строительства, убрать «стены градные разбитые и горелые». Назначенный царем срок для восстановления Казани был очень суровый – к весне.

Усилиями зодчих и их помощников крепость была расширена, у нее появилось 13 башен, половина из которых были каменными. Тем не менее, в XVI в. зодчим удалось лишь частично заменить деревянные крепостные стены каменными (примерно на 30 %, протяженностью 1800 м). Остальная часть оборонительных сооружений и башен была возведена из дуба. Лишь в XVII веке Казанский кремль стал полностью каменным.

Псковские зодчие не только возводили каменные и деревянные стены. Они построили на территории кремля первые православные храмы, ставшие сегодня святынями и местами паломничества верующих и всех тех, кому небезразлично культурно-историческое наследие страны. Речь идет о Благовещенском соборе, Троицко-Сергиевском и Спасо-Преображенском монастырях; церквях Киприана и Иустины, Спасской, Троицкой, Сергиевской, Николы Ратного и т. д.

Свыше 150 лет на территории Казанского кремля функционировали пять построек из камня, возведенных еще во времена ханского господства: ханский дворец, мавзолеи, мечеть. В основном они исполняли роль складских помещений, где хранились боеприпасы и оружие. С годами они пришли в негодность и были полностью разобраны. Джайлс Флетчер, поэт и дипломат (Англия), автор исторического описания Русского царства в XVI столетии, утверждал, что «…русские крепости – Казанская, Смоленская, Псковская и Астраханская – отличаются высочайшей надежностью, неприступностью… и могут выдержать любую осаду».

Еще более конкретные сведения о Казани конца XVI – начала XVII веков оставил Орудж-бек, представитель персидского посольства, прибывший с дипломатической нотой к Борису Годунову. Его перу принадлежит следующее свидетельство: «Мы прибыли в большой русский город, где проживает свыше пятидесяти тысяч человек, и почти все они – христиане. Город называется Казань, и в нем столько церквей, что когда накануне праздника начинают звонить колокола, спать невозможно… Большинство домов в городе деревянные, но есть каменная крепость с толстыми стенами и огромным числом ратников. Ночные дозоры ничуть не хуже, чем Италии и Испании».

XVII век

В 1672 г. в Казанском кремле случился пожар, в результате которого пострадали деревянные постройки, после чего был дан старт кирпичному строительству. Несколько башен, включая Спасскую, были полностью перестроены. Стиль их позволяет предположить, что к их восстановлению привлекались московские зодчие.

XVIII век

По мере роста российского государства Казанский кремль из военного центра все больше превращался в культурный и административный центр поволжского региона. После образования в 1708 г. Казанской губернии архитектурный облик кремля существенно изменился. На его территории появилось много новых объектов, в том числе здания присутственных мест, Юнкерское училище, Губернский дворец, Архиерейский дом и Духовная консистория. Благовещенский собор был подвергнут серьезной реконструкции.

Работы велись не хаотично, а в полном соответствии с утвержденным царем планом регулярной застройки Казани. Планом предусматривалось возведение на территории кремля зданий Присутственных мест, строительство новых улиц и площадей. При этом сам кремль стал отправной точкой нового строительства, т. к. согласно плану именно от кремля радиально расходились улицы и проспекты. Комплексная городская застройка велась под руководством архитектора В. Кафтырева.

Крепостные стены еще не раз защищали кремль от посягательств. Так, в 1773–1775 гг. произошло восстание под предводительством Е. Пугачева, в ходе которого предпринималась попытка взять крепость приступом. 14.07.1774 войскам предводителя крестьянской войны пришлось отступить от Казани. И все же Емельяну Пугачеву довелось побывать в Казанском кремле – правда, уже в качестве пленника. Его поместили в один из казематов, после чего отправили в столицу на казнь.

XIX век

О том, каким был Казанский кремль в начале XIX века, можно судить по описанию, оставленному просветителем Максимом Невзоровым. Издатель так описывал главную крепость Казанской губернии: «Здесь находится Благовещенский собор, церковь Киприана и Иустины, Спасо-Преображенский мужской монастырь… генерал-губернаторский дом, соединенный со зданиями присутственных мест, артиллерийский цейхгауз, казематы, гауптвахта, старый дом обер-коменданта…».

В период войны с Наполеоном в Казанском кремле был размещен завод по изготовлению и ремонту артиллерийских орудий. Архитектурный комплекс кремля и прилегающей к нему части города окончательно сложился лишь к концу XIX в.

XX век

Серьезный урон был нанесен Казанскому кремлю после революционных событий 1917 года. Так, в 20–30-е годы на волне атеистического движения исчезли с лица земли с подачи большевиков соборный храм Спасского монастыря вместе со звонницей, церковь Киприана и Иустинии, колокольня Благовещенского собора и многие другие объекты кремля. Были разрушены или просто пропали бесценные святыни, иконы, реликвии разных эпох.

Тем не менее, в этот же период в кремле были продолжены археологические исследования при участии ученых-археологов Н. Калинина, Н. Бороздина и А. Халикова. В 70-е годы «эстафету» исследований принял А. Халиков. Таким образом, дело, начатое еще в XIX веке казанскими краеведами Загоскиным и Пономаревым, было успешно продолжено. В 60-х годах ХХ в. начала свою работу Татарская реставрационная мастерская.

В 1992 г. была образована Республика Татарстан как субъект Российской Федерации. С этого момента Казанский кремль становится резиденцией Минтимера Шаймиева, первого и единственного пока президента Татарстана. Спустя один-два года по указанию президента были разработаны «Основные направления… развития Казанского кремля», созданы музей-заповедник «Казанский кремль» и государственный историко-архитектурный музей. Благодаря им, было положено начало фундаментальному научному изучению исторического наследия (комплекса построек Казанского кремля) и его планомерной реставрации.

Вначале были отреставрированы оборонительные стены с Тайницкой, Воскресенской и Преображенской башнями, которые сохранились лучше остальных. Четыре ранее обрушившихся башни подверглись тщательному археологическому исследованию, по результатам которого было принято решение об их консервации и музеефикации. Этой же процедуре подверглись и несколько объектов XV–XVI вв. на территории Казанского кремля, имеющих отношение к остаткам ханского двора, усыпальницы и ханской мечети. С целью перезахоронения останков ханов, найденных во время археологических исследований, было инициировано строительство мавзолея.

Раскопки продолжались, и вскоре археологами были найдены кладбище Троицкого монастыря, некрополь с мощами святых на территории Спасо-Преображенского монастыря, погребенные под толщей асфальта и щебня. Был отреставрирован губернаторский дворец, включая парадную площадь перед главным входом и церковь. Специальные меры, направленные на укрепление башни Сююмбике, позволили предотвратить ее дальнейшую деформацию.

Позже реставрации подверглись постройки, входящие в состав комплекса Пушечного двора. В середине 90-х годов прошлого века начались работы по реставрации мечети Кул Шариф и реставрации кафедрального Благовещенского собора. Было сделано очень многое для восстановления бесценных интерьеров: иконостаса, фресковой живописи. Подземная церковь Всех святых в подклети Благовещенского собора была расчищена, келья святого Гурия Казанского отреставрирована. В нижнем этаже здания заработал Музей ислама. В ноябре 2000 г. Казанский кремль удостоился чести войти в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Казанский кремль является ярким примером совместных достижений татарского и русского зодчества. Памятник православному и мусульманскому градостроителям украшает сегодня сквер у Благовещенского собора.

Войти в почту