kazan.ru • фото • Исторические церкви, монастыри Казани • Церковь Святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина Ярославских чудотворцев

Церковь Святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина Ярославских чудотворцев Вид на главный фасад

Церковь Ярославских чудотворцев — один из самых известных и почитаемых православных казанских храмов. Церковь была возведена в 1796 году на территории Арского кладбища и первоначально использовалась как кладбищенский храм для служб и отпевания умерших православных христиан. В те времена она не имела своего прихода и входила в состав Кафедрального Благовещенского собора.

В 1843 году была начата ее реконструкция, которая проводилась на пожертвования городского общества. Была возведена левая боковая пристройка, посвященная святителю Никифору Исповеднику и патриарху Цареградскому (Константинопольскому). Чуть позже эта пристройка была вновь переделана и заново посвящена трем святым: Николаю Чудотворцу, праведной Марфе и Папе Римскому Льву. В это же время у фасада храма была сооружена башня с колоколами, проект которой был разработан архитектором Фомой Петонди.

В 1925 году по причине закрытия Кафедрального Благовещенского собора церковь была обращена в приходскую, а в 1934-м она была отдана обновленческому Казанскому Епархиальному управлению. В это же время в храм была помещена гробница с мощами Гурия Казанского. Но большинство верующих и духовенство были против передачи церкви епархиальному управлению, и вскоре храм был возвращен православной соборной общине.

Скромная кладбищенская церковь сыграла важную роль в истории Казанской епархии. Это единственный храм, двери которого не были закрыты для православных христиан ни в страшные военные годы, ни в советское время. В 1938—1946 гг. это был единственный храм на территории всей Казани, поэтому ему был присвоен высокий статус кафедрального собора. Здесь долгие годы хранились многочисленные святые иконы, которые в 30-х годах были перенесены из всех закрытых и разграбленных городских храмов и монастырей. Среди них икона преподобного Сергия Радонежского, которая ранее хранилась в Свияжском Иоанно-Предтеченском монастыре, Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери, икона великомученицы Варвары, хранившаяся в казанской Варваринской церкви, Тихвинская икона Богоматери и другие. Многие иконы до настоящего времени находятся в этом храме.

В военные годы в кладбищенском храме проводил службы архиепископ Андрей. Он заботился о раненых и помогал осиротевшим детям. По его призыву верующие собирали одежду, продукты и деньги на нужды Советской армии.

Арское кладбище, на территории которого был возведен храм, само по себе является уникальным историческим памятником. Скорее всего, оно возникло в XVII веке. В XIX—ХХ вв. на его территории были захоронены многие знаменитые казанцы: Н. И. Лобачевский (гениальный русский математик, автор элементарной геометрии, ректор Казанского университета), М. П. Коринфский (российский архитектор, коллежский асессор, зодчий), А. Владимирский (протоирей, ректор Казанской духовной академии), М. Е. Евсеев (профессор, этнограф и живописец), Я. Ф. Шамов (казанский благотворитель, гильдийный купец, последователь старообрядчества) и др.

На Арском кладбище имеются захоронения не только православных христиан. Еще до революции на его территории были выделены православная, еврейская, лютеранская и католическая части. Но во время революции и после нее захоронения стали производиться в любом месте без учета вероисповедания усопшего. Между тем православная часть кладбища, которая находится непосредственно возле кладбищенской церкви, довольно представительна. Так, за храмом были погребены многие знаменитые церковные деятели Казани: бывший Пражский епископ, архиепископ Казанский и Чистопольский Сергий (Королев), скончавшийся в 1952 году; епископ Казанский и Чистопольский Иустин (Мальцев), прибывший в Казань после концлагеря и вскоре скончавшийся; иеросхимонах Серафим (Кошурин), последний из числа братии Седмиозерной пустыни, спасший от поругания чудотворную Смоленско-Седмиозерную икону Божьей Матери и мощи старца Гавриила.

У Сергия, архиепископа Казанского и Чистопольского, была интересная судьба. Еще при жизни православные христиане почитали его как святого. В довоенные годы он жил в Праге, где благодаря своему авторитету способствовал значительному укреплению православия. Считается, что благодаря именно ему многие русские эмигранты не приняли католичество.

Сам Сергий жил скромно, но был очень гостеприимен. У него в доме часто бывали люди, а если он сам шел к кому-либо в гости, то непременно брал с собой свой самовар и варенье. Вокруг Сергия сплотилась вся пражская интеллигенция, которую покорило его умение говорить на религиозные и житейские темы как с образованными людьми, так и с простым народом — рыбаками, торговцами, крестьянами. В военные годы Сергий оставался в Праге, рискуя своей жизнью: он прятал у себя дома бежавших заключенных из немецких концлагерей. В 50-х годах архиепископ вернулся в Россию, где встречали его как святого.

У Никольской пристройки храма Ярославских чудотворцев находится захоронение Николая Ивановича Ильминского, которого еще при жизни называли апостолом казанских инородцев. Это очень почитаемый религиозный деятель среди православных. Он принимал участие в переводе Священного Писания и других книг для совершения богослужения на национальные языки народов, заселявших Российскую империю, преподавал восточные языки в Казанской духовной академии. Он является автором первого букваря на татарском языке, создателем письменности многих поволжских народов, основоположником системы школьного образования.

У северного бокового входа с левой стороны кладбищенской церкви находится могила архимандрита Иннокентия (Новгородцева) — русского духовного писателя, магистра богословия, ректора Казанской духовной академии. Вдоль храма тянется аллея, которую раньше называли академической. Столь интересное название она получила из-за того, что на ней были погребены многие знаменитые преподаватели Казанской духовной академии. Так, здесь можно увидеть надгробие над могилой Гусева Александра — известного доктора богословия, профессора, историка, православного публициста, автора многочисленных публицистических сочинений.

Возле могилы Гусева виднеется памятник над могилой Ивана Яковлевича Порфирьева — известного филолога, исследователя законов русского языка, профессора Казанской духовной академии. Деятельный участник научного описания книг, составляющих библиотеку Соловецкого монастыря, Порфирьев стал автором многих трудов, которые до настоящего времени не потеряли своей актуальности. Среди его сочинений «История русской словесности», «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки» и т. д.

На академической аллее похоронен и выдающийся казанский религиозный философ Виктор Иванович Несмелов, который умер в 1937 году. Главное сочинение Несмелова — «Наука о человеке». В 1980 году было принято решение о сносе Арского кладбища. Но эта задумка не была приведена в исполнение. Сегодня на Арском кладбище ведутся реконструкционные работы.

Церковь Святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина Ярославских чудотворцев

Войти в почту