kazan.ru • фото • Музеи Казани • Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Казань является одним из самых возрастных культурных центров России. Важнейшим научным и художественным центром этого старинного города долгие годы остаётся Казанский университет, открывший свои двери на заре XIX столетия. Здесь преподавали выдающиеся мастера кисти, выпускники Санкт-Петербургской Академии художеств, Арзамасской школы живописи, а также других авторитетных профессиональных учебных заведениях.

Наработки учёных Казанского университета легли в основу коллекции археологического и этнографического музеев столицы Татарстана, благодаря им появился Музей древностей и изящных искусств. Организованная кафедра теории и истории искусства воспитала признанных европейским сообществом исследователей Д. В. Айналова, Н. П. Лихачёва, В. К. Мальмберга, посвятивших свою жизнь научной деятельности.

В 1895 году начала работу Казанская художественная школа, открытая при содействии Академии художеств и инициативных горожан. Школа быстро стала центром не только художественной, но и вообще культурной жизни Казани. Здесь начали проходить ежегодные выставки полотен известных российских живописцев, предоставляемых фондами Императорской Академии художеств, общества А. И. Куинджи, Товарищества передвижных художественных выставок. В итоге через несколько лет образовалась собственная достаточно обширная коллекция картин, которые составили художественный отдел первого в городе общедоступного музея.

История этого культурного заведения началась в 1895 году, когда город получил в дар от вице-адмирала И. Ф. Лихачёва большую коллекцию картин и других художественных произведений, собранную его братом — археологом, коллекционером и краеведом А. Ф. Лихачёвым, умершим в 1890 году.

По окончании революции крупнейший городской научно-промышленный музей расширил сферы своих интересов и стал называться Казанским губернским. В нём появились этнографический, историко-археологический и художественный отделы. Многочисленные экспонаты прибывали сюда из национализированных дворянских усадеб и упразднённых церквей, передавались из университетского владения, покупались у коллекционеров или были получены в дар, а также поступали из столичных музейных фондов.

Богатая меценатка О. С. Александрова-Гейнс, наследница торговца чаем, не только жертвовала музею крупные суммы, но и передала ему большую коллекцию картин. В этом собрании были представлены более полусотни картин художников-реалистов, творивших в России второй половины XIX века: Ивана Шишкина, Владимира Маковского, Павла Ковалевского и других. Особого внимания заслуживают работы кисти Ильи Ефимовича Репина — портреты самой дарительницы и её мужа Александра Константиновиче Гейнса, генерал-губернатора Казани.

Незадолго до 1920 года музей выкупил у Александра Мантеля собрание картин и гравюр, объединённых названием «Мир искусства». В него входили работы Александра Бенуа, Бориса Кустодиева, Ивана Билибина и других выдающихся художников.

Своё 25-летие музей отпраздновал в почётном статусе Центрального музея Татарской республики. По этому случаю из госфонда было получено большое количество объектов художественного искусства рубежа XIX и XX веков.

Коллекция музея увеличивалась быстрыми темпами. Это позволило принимать участие в выставочных проектах и одновременно вести большую исследовательскую работу. Последняя была значительно оптимизирована целым рядом крупных музейных деятелей, вследствие чего художественных отдел музея превратился в художественную галерею.

Формированием собрания произведений местных художников занимался Пётр Максимилианович Дульский. Он лично посещал мастерские и городские выставки, отбирая наиболее выдающиеся работы преподавателей Казанской художественной школы и их талантливых учеников. Полотна Григория Медведева, Николая Фешина, Павла Бенькова и других легли в основу региональной художественной коллекции. Именно при содействии Петра Максимилиановича в 20-е годы выпускался журнал «Казанский музейный вестник», а также издавались каталоги большинства выставок города.

К 40-м годам XX века картинный фонд снова вырос за счёт присоединения работ, хранившихся в учебном музее городского художественного училища. Среди них оказались картины, подаренные Академией художеств, а также собственные произведения педагогов и учеников Казанской школы. Особенно широко было представлено творчество Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой, Павла Шиллинговского, Давида Штеренберга и Павла Кузнецова. В это же время при галерее появился Кабинет гравюр — детище Петра Евгеньевича Корнилова.

Таким образом, видно, что ядро музейной коллекции русской живописи образовалось в довоенное время. В следующие десятилетия оно пополнялось лишь эпизодически и в основном по инициативе Министерства культуры.

В 1958 году картинная галерея была выделена в самостоятельный музей изобразительных искусств под началом директора Галины Аркадьевны Могильниковой. А ещё через девять лет музей обзавёлся и собственным домом: им стал замечательный особняк дореволюционной постройки в самом центре города, где вплоть до 1917 года находилась штаб-квартира командования Казанским военным округом.

В 60–70-х годах сотрудники музея под началом нового директора активизировали деятельность по сбору произведений искусства. Так, была сформирована крупнейшая в России, да и во всём мире, коллекция произведений Николая Фешина, работавшего в первой половине XX века. Также возобновилось пополнение экспозиций, посвящённых казанским художникам. В частности, была образована постоянная коллекция предметов декоративно-прикладного искусства Татарстана и профессионального творчества. Усилия не были напрасны: сегодня национальная экспозиция — самая крупная из коллекций музея, она полно и разносторонне демонстрирует современное состояние изобразительного искусства и уникальные традиции республики Татарстан.

Нынешний фонд Государственного музея изобразительных искусств РТ состоит из по меньшей мере из 25 000 ценных экспонатов. В честь 1000-летия Казани (в 2005 году) был выделен филиал музея, занявший помещения бывшего военного училища на территории Казанского Кремля, — Национальная художественная галерея.

Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Войти в почту