kazan.ru • фото • Исторические церкви, монастыри Казани • Кизический мужской монастырь

Кизический мужской монастырь Вид на главный фасад

Кизический мужской монастырь был основан несколько веков назад: его строительство началось еще в 1691 году, но он действует и сейчас, привлекая паломников из разных российских городов. Казанский мужской монастырь дал название Кизической слободе, кроме того, в его честь названа дамба через реку.

Основателем Кизического Введенского монастыря стал казанский митрополит Адриан, который впоследствии принял сан Патриарха. Сохранился отчет, поданный в Консисторию в 1782 году: в нем говорится об основателях монастыря и о тех, кто неустанно заботился о развитии обители (это митрополиты Корнилий и Илларион, а также Патриарх Андриан).

С XVII века одной из важнейших реликвий монастыря стали мощи кизических мучеников, которые были присланы по указанию патриарха Андриана спустя несколько лет после основания обители. Мощи были доставлены в специальном ковчежце, кроме того, в монастыре был размещен чудотворный образ святых мучеников. История этих мощей начинается еще с III века нашей эры: во имя Христа в Малой Азии приняли мученическую смерть 9 верующих, а в 1645 году их мощи были переданы русскому царю Михаилу Романову. С 1693 года эти мощи были помещены в монастыре, причем казанский митрополит Маркелл получил предписание выносить икону святых мучеников из храма в престольный праздник и обносить ее по городским улицам и церквям. Образ очень скоро стал одним из самых почитаемых в Казани.

Кизические мученики считались чудотворцами, способными предотвратить нападение на город страшных болезней. Их прибытие в монастырь, который позднее будет назван в их честь, связан с вспыхнувшей эпидемией бубонной чумы. Страшная болезнь потрясала край долгое время, и считается, что эпидемия прекратилась, когда в 1654 году был проведен крестный ход с чудотворным образом Богоматери. Для иконы примерно в то же время соорудили деревянную часовню.

В монастырь стараниями Патриарха Андриана также попал чудотворный образ Кизической Богородицы, происхождение которой предположительно датировано XVII веком. На это указывает особый стиль письма, так как образ отражает тему крестных страданий и жертвы Христа, принесенной во имя искупления человеческих грехов.

С XVIII века для монастыря настали трудные времена. После кончины Андриана и резкой смены курса внутренней политики права монастырей были существенно сокращены, земли у многих обителей конфискованы, а реформа 1764 года привела к тому, что все духовные центры поделили на несколько классов. Кизическую обитель отнесли к третьему классу, и это значило, что теперь в ней может жить не более 12 человек. Монастырь был признан необщежительным. Естественно, такие перемены не могли не отразиться на духовной жизни монастыря, в которую столь грубо вторглось государство.

С XIX века состояние монастыря начало постепенно улучшаться стараниями знаменитого архимандрита Гурия. Монастырь пережил реставрацию, строительство позволило обновить здания. После того как доходы обители снова начали снижаться, Кизический монастырь уступил многим обителям России по уровню богатства и почитания.

Третьеклассный Кизический монастырь по закону получал денежное содержание, которое сначала составляло 414 рублей ежегодно, а в конце XIX века оно было немного увеличено. Узнать о том, как жили монахи, можно по ежегодным отчетам в Консисторию, которые должны были отражать всю внутреннюю жизнь обители. С середины XIX века состояние монастыря начинает увеличиваться, так как постепенно становятся менее заметными ограничения. Кроме того, владения монастыря начинают расширяться за счет богатых пожертвований, и обитель увеличивает состав братии уже за счет собственного содержания.

Монастырь располагался в удивительно живописном месте: вокруг обители рос сосновый бор, здесь же протекала река Комаровка, которая сейчас исчезла. При монастыре был расположен большой пруд. Благодаря удачному месторасположению обитель некоторое время служила постоянной резиденцией архиереев Казани, позднее ее перенесли в Новоиерусалимскую обитель. До этого времени в Кизическом монастыре проводили последние годы своей жизни многие архиереи, причем каждый из них выбирал свое любимое место. Данная обитель стала летней резиденцией преемника патриарха Андриана — митрополита Маркелла. Здесь же некоторое время проживал архиепископ Афанасий. В 1873 году Кизическая обитель превратилась в резиденцию Чебоксарских епископов.

Поскольку обитель всегда пользовалась особым расположением епископов, это сыграло положительную роль в ее строительстве и обновлении. Еще начиная с основания монастыря на его территории начал образовываться Некрополь. Многие состоятельные жители Казани желали быть похороненными именно на территории обители, поэтому сегодня здесь представлены оригинальные высокохудожественные надгробные памятники. Богатые жертвователи передавали на помин души крупные суммы монастырю, что также сыграло свою роль в благоукрашении этой обители.

С XIX века в жизни монастыря наблюдается значительный расцвет стараниями митрополита Гурия. Известно, что к моменту 200-летия обитель смогла собрать более пяти тысяч рублей частных пожертвований. Эти деньги позволили реставрировать монастырские здания.

С 1889 года при обители начала действовать школа, в которой получили право учиться дети-марийцы (черемисы). Поскольку монастырь находился вблизи большой дороги, для многих марийцев, приезжавших в Казань, он был самым почитаемым паломническим центром. Кроме того, прихожанами монастыря являлись постоянные жители слободы, а их к этому времени насчитывалось уже почти 1 000 человек. Ученики могли продолжать образование в школе псаломщиков, открытой от данной епархии. Несколько раз монастырь переживал трудные времена: при секуляризации в середине XIX века он потерял большую часть земель, но впоследствии накопления возобновились.

Интересен и сам архитектурный облик обители: территория монастыря была относительно небольшой, к ней примыкал бор, в котором и сейчас растут мачтовые сосны. Кроме того, монастырь владел просторными лугами у речки Комаровки. Первоначально все здания монастыря были только деревянными (об этом можно судить по описаниям, составленным архимандритом Гурием). С конца XVII века монастырские здания строились только из камня.

Кизический мужской монастырь

Войти в почту