kazan.ru • фото • Памятники Казани • Памятник первому трамваю Казани

Памятник первому трамваю Казани Общий вид на памятник

В Казани, на улице Эсперанто, недалеко от станции метро «Суконная слобода» появилась новая достопримечательность города — памятник первому трамваю. Это даже не памятник, а целое трамвайное депо, в котором представлены трамваи, в разные годы колесившие по улицам города.

Описание памятника первому трамваю

Экспонаты для необычного памятника отыскали в запасниках казанского трамвайного депо № 1, где они пылились практически целое столетие. Один из трамваев — настоящая легенда. Он имеет номер 24, а его водителем был Иван Кабушкин — тот самый легендарный подпольщик Жан, который посмертно был представлен к званию Героя Советского Союза. Кабушкин служил водителем трамвая с 1932 по 1937 год. Именно этот трамвай сейчас и выставлен на всеобщее обозрение. Вагоны реконструировали, а в кабине водителя даже сидит манекен, в котором угадываются черты знаменитого подпольщика.

Другие два экспоната еще более старинные. Один из них работал еще на конной тяге. Другой трамвай тоже является символом своего времени — это двухэтажный вагончик, который ездил по улицам Казани в начале XX века.

История появления трамвая в Казани

Мало кто помнит, но Казань стала третьим городом в Российской империи (после Киева и Нижнего Новгорода), в котором пустили трамваи. Это случилось в 1898 году, на семь лет раньше даже, чем в столице Российской империи — Петербурге.

В то далекое время трамваи еще не имели номеров, на них обозначались лишь линии. В начале прошлого, двадцатого, века в столице Татарстана было только пять трамвайных линий: Грузинская, Воскресенская, Екатерининская, Волго-Проломная и Круговая. Общая протяженность всех линий составляла всего 25 километров, но многие линии уже тогда были двухпутными. Трамваи ездили неспешно, со скоростью всего в 11 км/ч. Но горожане любили этот вид транспорта за его дешивизну. Стоимость билета зависела от класса вагона, но проезд никогда не стоил дороже 10 копеек.

После революции началась всеобщая разруха, и трамвайное дело в Казани не избежало общей участи. Движение по трамвайным путям прекратилось, а вагоны простаивали в депо и постепенно покрывались ржавчиной. Всё наладилось уже на исходе 1922 года. Постепенно поменяли устаревшее оборудование, закупили новые вагоны. А уже в 30-е годы прошлого века в Казани открыли девять трамвайных линий.

Во время Великой Отечественной войны «железная лошадка» была единственным видом общественного транспорта в Казани, который продолжал функционировать.

После войны продолжается развитие трамвайных предприятий. Строятся новые линии, постоянно усовершенствуется оборудование. Уже в конце прошлого века трамвай в Казани составляет мощную конкуренцию другим видам общественного транспорта — автобусам и троллейбусам. В городе проложено 13 трамвайных маршрутов общей протяженностью в 120 км, ежегодно трамваи перевозят около 300 тыс. человек.

Памятник первому трамваю Казани появился накануне 65-летия Победы в Великой Отечественной войне. А знаменитый трамвай № 24, которым управлял Иван Кабушкин, установлен как памятник воинской славы в память о великом подвиге и героизме наших предков.

Туристы любят фотографироваться на фоне старых трамваев. Памятник стал любимым местом встреч для горожан, а особенно для молодоженов. В вечернее время старинные трамвайчики подсвечиваются прожекторами и выглядят очень красиво. Настоящий островок истории в современном мегаполисе. Рядом расположено и дерево счастья, на которое, по обычаю, молодожены вешают замочки, символизирующие крепость их союза.

Памятник первому трамваю Казани

Войти в почту