kazan.ru • фото • Памятники Казани • Памятник Тукаю

Памятник Тукаю Общий вид на памятник

Памятник поэту Габдулле Тукаю в Казани

Имя Габдуллы Тукая (1886-1913) увековечено в названиях улиц и площадей, городских скверов и станций метро. Основателю литературного татарского языка установлены памятники во многих странах мира: в Казахстане и Китае, в России и Узбекистане. Поэт и издатель, переводчик и литературный критик, просветитель и публицист… За свою недолгую жизнь Тукай успел многое.

Родом поэт из деревни Кушлауч, что располается недалеко от самой Казани. Но его детство и юность прошли в деревне Кырлай. Рано лишившись родителей, маленький Габдулла долго кочевал из одной семьи в другую, пока не оказался в семье Сагли в Кырлае. Здесь он впервые познает тяготы и радости крестьянского труда, в Кырлае он начинает обучаться грамоте. По признанию самого поэта, Кырлай открыла ему глаза на жизнь, а впечатления этого периода оставили неизгладимый след в его творчестве. Говорят, чтобы понять душу поэта, нужно побывать на его родине. Это сейчас в Кырлае пролегли асфальтовые дороги, выросли новые дома. А во времена Тукая дремучие леса начинались сразу за околицей. И Габдулла не раз ходил с местными мальчишками в лес — стеречь лошадей. Вокруг высились стволы стройных елей, а откуда-то из чащи за мальчишками наблюдал, наверно, сам хозяин леса Шурале. Эти образы навсегда запали в душу маленькому Габдулле. Отсюда он вынесет неизбывную тягу к устному народному творчеству, безудержную любовь к преданиям и сказкам. Стихи о Кырлае проникнуты особым трепетным чувством узнавания, радости и понимания своего пути, своей судьбы.

Обрушившиеся на приемную семью Тукая несчастья заставили будущего поэта покинуть любимую деревню. Мальчика приняла семья сестры его отца, проживающая в Уральске. Здесь Габдулла продолжил свое обучение. Он начал посещать медресе «Мутыгия», где процветало просветительское движение шакирдов. И, хотя в медресе упорно старались следовать принципам старого закоснелого метода обучения, шакирдская молодежь стремилась к новым знаниям. Под влиянием друзей Габдулла Тукай начинает изучать русский язык, увлекается поэзией Пушкина и Лермонтова. Освоив персидский и турецкий языки, с упоением читает восточную литературу. К этому же периоду относятся и первые поэтические опыты Тукая. В 1905 году он печатает свое первое стихотворение на татарском языке «Сон мужика».

Вспыхнувшая в стране революция всколыхнул и такой маленький городок, как Уральск. Новые веяния и идеи находят живой отклик в душе поэта. При активном содействии Тукая в медресе начали выпускать рукописный журнал «Эль-гаср-эль-джажид» («Новый век»). В этом же журнале Тукай печатает свои первые стихотворения, которые носят еще подражательный характер. А самый большой труд этого периода — перевод 77 басен, больше половины из которых принадлежат перу И. Крылова. Тукаю безумно нравится аллегорический смысл басен, ненавязчивая мораль и образный язык. Сборник переведенных басен поэт называл «Энже бертеклэре», что в переводе означает «Жемчужины».

С началом революции в Уральске начинают печататься новые газеты и журналы на татарском языке. Тукай активно работает в сотрудничестве с редакцией журналов «Фикер» («Мысль»), «Уклар» («Стрелы»). Здесь он выступает с циклом статей на темы, которые так взбудоражили людей, ставших свидетелями и участниками эпохальных событий. И Тукай не может оставаться в стороне. Его волнуют судьба его народа, новые, демократические идеалы. В 1905 году на страницах журналов появляются и первые стихотворения поэта, уже не подражательные, а с собственным стилем, обладающие своеобразным пылом и нерушимой верой в лучшее, которые так присущи всему творчеству Тукая.

В 1907 году начался новый период в жизни поэта. Окончив медресе, Тукай продолжает работать на литературном поприще. В январе 1907 года выходит его стихотворение «Что рассказывают шакирды…», в котором поэт активно призывает молодежь не сгибаться под властью фанатизма и реакции, идти наперекор закоснелости, доносить до людей новые, светлые идеи демократии.

В этом же году случилось еще одно событие, перевернувшее жизнь поэта. Он переезжает в Казань. Здесь, в столице, в окружении единомышленников Тукай продолжает свои поэтические опыты, а также общественную деятельность. Особую роль сыграло знакомство с татарским большевиком Х. Ямашевым. Молодой поэт утвердился во мнении, что наступающая эпоха — время героев, настоящих джигитов, готовых до конца отстаивать права обездоленных и беззащитных. Уже позже, в 1912 году он опубликует стихотворение «Светлой памяти Хусаина», в котором ярко обрисует образ национального героя.

Именно казанский период стал временем расцвета поэтического таланта Тукая. В Казани состоялся он и как журналист и общественный деятель. Он продолжает писать стихи и оды, пробует свои силы в публицистике. Но больше всего его привлекает идея продолжить традицию национальной сатирической печати. При участии Тукая появляются сатирические журналы. Сперва «Яшен» («Молния»), чуть позже «Ялт-йолт» («Зарница»).

Молодой Тукай теперь уже далек от революционной романтики. Он видит не только сильные, но и слабые стороны своего народа. С глубоким драматизмом описывает поэт вековую отсталость людей, слепую покорность судьбе, невежество и духовную подавленность. Особое внимание поэт уделяет вопросам воспитания детей. Перу Тукая принадлежит несколько сказок, в том числе и знаменитая «Шурале». Для детей он написал много учебников, рассказов о татарском народе, о его истории и обычаях. Одной из главных задач для себя он считал создание новой, детской литературы на татарском языке.

До конца жизни Тукай оставался верен своим идеалам. По его мнению, жизнь каждого человека неотделима от его родины, от его народа. Поэтический стиль Тукая сыграл огромную роль в становлении нового литературного татарского языка. Зарождалось нечто новое, созданное в лучших традициях народной культуры татарского народа. А поэзия Тукая открыла путь для появления все новых и новых стилей, но уже в национальной татарской литературе.

В Казани, в городе, где Габдулла Тукай провел свои лучшие годы, установлен памятник поэту. Памятник располагается в центре города, в уютном сквере, недалеко от площади, названной его именем. На постаменте из черного лабродорита, украшенной тонкой лентой национального орнамента, высечено лишь имя: «Габдулла Тукай. 1816–1914». Четкие линии, отточенные полированные грани постамента придают памятнику ощущение величественности.

Скульптура выполнена из бронзы и гранита. Фигура поэта стоит в легком развороте, держа в руках раскрытую книгу. Взгляд, устремленный вдаль, как нельзя лучше передает настроение поэта — он всегда смотрел в будущее.

Создателями памятника стали скульпторы С. С. Ахун, Л. Е. Кербель, М. М. Писаревский и архитектор Л. Н. Павлов. Еще один памятник Тукаю в Казани установлен возле Театра оперы и балета им. М. Джалиля, рядом с памятником А. С. Пушкину.

Памятник Тукаю

Войти в почту