kazan.ru • фото • Памятники Казани • Памятник воинам, павшим во время взятия Казани

Памятник воинам, павшим во время взятия Казани Общий вид на памятник

Строительство этого замечательного памятника приходится на первую треть XIX века. Главенствующий архитектурный мотив здания — формы дорического ордера. Создателем проекта храма является Николай Алферов. Этот талантливейший человек был учеником великого Воронихина. Здание храма красиво расположилось на фоне левого берега протекающей в этом месте речки Казанки, рядом со зданиями Адмиралтейской слободы. Сейчас его со всех сторон окружает вода.

Старая летопись о взятии Казани русскими войсками гласит, что когда московский царь Иван IV прибыл под Казань с Волги, то остановился он именно в том месте, где сейчас находится памятник. Царь приказал здесь укрепить свое знамя и устроить стоянку. От этого места завоеватель в торжественной обстановке со знаменами выступил к воротам покоренного города.

Русских витязей, павших в боях за взятие Казани, похоронили в одной могиле. Сегодня такое захоронение назвали бы братской могилой. Тут же на вершине холма приказал русский царь построить монастырь, чтобы всегда помнить отвагу усопших. Отныне в грамотах называли этот монастырь «Русское кладбище». Позднее выяснилось, что ввиду низкого местоположения и протекающей рядом речки Казанки холм с могилой будет практически каждый год затапливаться во время весеннего разлива. Пришлось переносить монастырь.

Для него выбрали более удачное месторасположение. В народе его называют Зилантова гора. А на кургане, где похоронены убиенные солдаты отечества, возвели часовню. Теперь монахам было где читать молитвы и произносить панихиды, что они и стали регулярно делать. В народе могилу долгое время называли «Убогий дом». А еще говорили, что находится она под «вязком», так как на холме обильно произрастали молодые и красивые вязы.

Без малого три столетия простояла часовенка на могиле русских ратников. Все изменилось, когда монах местного монастыря по имени Амвросий приложил много усилий для того, чтобы в этом памятном месте возвести настоящий монументальный памятник. Амвросий смог организовать на благородное дело большое количество добрых и отзывчивых людей, так что вскоре на стол самого Министра внутренних дел легли бумаги с чертежами нового памятника с колонной.

Вид памятника был очень скромен. Такая простота архитектурного облика монумента объяснялась тем обстоятельством, что благоверному Амвросию удалось найти деньги на строительство, но их было не очень много. Купцы пожертвовали свои деньги на строительные работы, но обычные люди из-за тяжелой жизни не могли поддержать эту идею. Вот почему этот деятельный монах и не стал строить грандиозных и невыполнимых планов. Но произошло чудо! Бумаги с этим вопросом посмотрел главный человек в государстве.

Император Александр не пожелал оставить все в таком простейшем виде. Он поспешил поручить дело проектирования памятника Николаю Алферову, который отнесся к заданию со всей серьезностью и вскоре составил ничем не напоминавший прежний проект большого памятника великим россиянам. По инициативе Александра I решено было средства собирать способом подписки — так, чтобы смогли участвовать все люди, в груди которых бьется горячее сердце русского человека и патриота. Император лично пожертвовал сначала 5 000 рублей, а потом еще такую же сумму.

Всего удалось собрать около 100 000 рублей. Архитектор создал храм на бумаге, а император утвердил проект, которые на века сохранил бы память о бесстрашных русских воинах. После того как одобрение было получено, а деньги собраны, приступили к строительству. Неимоверное усердие в сооружении памятника проявляли монахи Зилантового монастыря. Они совершенно бесплатно предоставляли множество строительных материалов и помогали в работе. Губернский архитектор Казани Шмидт лично наблюдал за ходом строительства.

Форма храма выполнена в виде усеченной пирамиды, которая вверху очень красиво завершается крестом из золота. Четыре стороны этой русской пирамиды украшены порталами. Сами порталы ровно посередине зиждутся на двух колоннах. Архитектор выбрал для колонн дорические формы. Со стороны фронтона идет лепка, изображающая символ воинской славы России — Георгиевский крест, от которого в разных направлениях идут лепные лучи. Справа и слева надпись обрамлена устремляющимися ввысь ампирными украшениями, выполненными в виде венков, которые дополнительно перевиты лентами. Если обойти все сооружение с запада, то откроется лестница, которая широким проходом ведет внутрь здания.

Внутри сооружения православная церковь. Ее назвали во имя образа Нерукотворного. В нижних помещениях под церковью расположен склеп. Здесь и нашли вечный покой косточки русских героев, погибших в жестокой битве под Казанью. Композиционно этот архитектурный шедевр сочетает в себе два древних стиля — египетский и греческий. В свое время Николай Алферов долго путешествовал по Греции, жил в Египте, изучая все тонкости древних строений и секреты великолепных форм прошлого. Это позволило грамотно соединить в одном сооружении веяния разных стран и приспособить их под русские каноны.

В торжественной обстановке при стечении большого количества народа над памятником был совершен обряд освящения. Это событие произошло в августе 1823 года. По прошествии непродолжительного времени храм сильнейшим образом обветшал. Всему виной разливы Казанки по весне, которые не были изначально учтены. Пришлось за дело браться местному архитектору Петру Пятницкому. Он приступил к обновлению памятника в 1830 году.

К обновлению подошли со всей серьезностью. Храм по периметру обнесли стеной из камня. Стена надежно защитила все сооружение от попадания весенних вод. Цоколь здания заливали особым цементным составом и покрывали для еще большей изоляции горячим маслом. Саму пирамиду обшили специальными железными листами. Порталы решено было дополнительно украсить фигурами. Очевидцы говорили, что памятник в первоначальном замысле был намного скромнее украшен в скульптурном отношении. Композиционные новшества Пятницкого органично вписались в общий вид всего архитектурного ансамбля. Эта переделка равносильна второму рождению замечательного сооружения. Новое строение настолько отличалось от прежнего, что осенью 1832 года здание решили освятить повторно.

Пятницкий не только занялся реставрационной деятельностью разрушенного строения. Он буквально исправил пропорции сооружения. Высота памятника уменьшилась, но пропорции от этого только выиграли. Как отмечали современники, храм после реставрации не только сохранил все свое величие и красоту, но еще и обрел особое великолепие и дополнительную изящность форм. Нелишним будет сказать, что большинство жителей Казани до сих пор искренне считают, что именно Петр Пятницкий и является тем человеком, которого можно назвать автором памятника.

В настоящее время храм передали в ведение РПЦ. Здесь поначалу создали православный приход, который возглавил иерей Феодор. Несколько лет назад храм подвергся нападению, был ограблен и осквернен. Сейчас он относится к владениям Свято-Введенского монастыря, его настоятель — игумен Мефодий.

Памятник воинам, павшим во время взятия Казани

Войти в почту