kazan.ru • фото • Вокзалы и порты Казани • Речной порт

Речной порт Общий вид на здание речного порта

Речное судоходство было развито в окрестностях Казани ещё в самые древние времена. Целью его был выход к Волге — сосредоточению торговых путей и рыболовного промысла. Не последним было, несомненно, и стратегическое значение перемещения по воде. Одним словом, экономическое и политическое преуспевание татар Поволжья (к ним относят и жителей Казанского ханства) не даром связывают именно с ростом судоходства.

Местные жители возводили пристани для своих лодок, но немало было и естественных, природных причальных площадок, где при желании могло остановиться даже сравнительно крупное судно. После объединения с Московским государством здесь всё чаше стали появляться именно такие внушительные, большегрузные корабли. Такие торговые суда заходили и со стороны европейских стран, и из глубины страны. Казань быстро стала крупным торговым городом, и ключевая роль в этом процессе принадлежит именно развитию судоходства.

К началу XX века в черте Казани стали массово возводиться небольшие летние пристани. Строили их в устье реки Казанки, но только после того, как уходила весенняя большая вода. По-настоящему прочные портовые пристани стали сооружать только в пятой пятилетке, заодно ремонтировали и старые — ветхие или недостаточно надёжные. Появился и грандиозный проект казанского речного порта, акватория которого должна была бескомпромиссно врезаться в берег великой Волги.

В начале 1950-х годов строительная площадка будущего речного порта раскинулась до самой Ново-Татарской слободы. В начале 1953 года торжественно забили первый металлический шпунт. Через три с половиной года закончили возводить портовую защитную дамбу. Чтобы обеспечить необходимым объёмом воды строящуюся Куйбышевскую ГЭС, площадь водохранилища потребовалось увеличить до 6 500 квадратных километров. Первые объекты речного порта сдавались гос. комиссии в последние дни 1957 года; сдача и ввод их в эксплуатацию прошли успешно. Последующие сооружения сдавались без спешки, по мере завершения их строительства. Наконец, в июне 1964 года была подписана последняя партия документов приёмки и заверен акт, свидетельствующий о начале полноценной работы нового Казанского порта.

Облик сегодняшнего речного порта Казани создавался инженерами и дизайнерами Московского института проектирования, который специализируется на именно на речных транспортных объектах. Казанский порт — самая крупная гавань на всей Волге. Удобно её расположение и с точки зрения передвижения по суше: всего десять минут езды отделяют порт от комплекса Казанского Кремля. По реке курсируют пассажирские экскурсионные суда: вид, открывающийся на город с реки, на его парки, исторические здания, грандиозные спортивные сооружения, сильно отличается от того, что можно увидеть из окна автобуса или в ходе неспешной прогулки.

Тем не менее транспортная нагрузка на главный речной порт республики Татарстан огромна и с годами только увеличивается. По этой причине не так давно началось строительство ещё одного казанского порта, который будет функционировать в рамках современного распределённого Казанского транспортного узла. Местом для строительства выбрано устье другого притока Волги — Свияги. Здесь, неподалёку от железнодорожной станции Свияжск, создаётся единый логистический центр, который в скором будущем обещается стать сердцем поволжской системы транспортных перевозок. Государством на строительство данного объекта выделено более 5,5 млрд рублей, ещё 8,5 млрд вложили в перспективный проект частные инвесторы. Уже к 2015 году ожидается, что СММЛЦ (Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр) будет обрабатывать в год порядка 2 000 000 тонн контейнерных отправлений, и в пять раз больше — грузов, предназначенных для строительных нужд.

Остановка «Речной порт» находится в центре транспортных путей Казани, здесь сходятся воедино маршруты городских автобусов и троллейбусов, а также трамвайные линии. В пешей доступности находится перрон междугородных автобусов; прямые маршруты общественного транспорта курсируют от порта до железнодорожной станции и центрального автовокзала.

Речной порт

Войти в почту