18+    Войти в почту

Казань, разделенная на части

Как и большинство древних городов, Казань всегда имела свои условные «районы» - слободы. В русской слободе жили и работали, соответственно, приехавшие подчас издалека русские ремесленники. В татарской слободе редко можно было услышать русскую речь — это место обитания татар, а значит и язык, и обряды и ремесло здесь татарские.

Эти островки самобытной культуры — слободы - порой как матрешки включавшие в себя более мелкие образования, есть в Казани и сейчас. Но сегодня это часть истории Казани, место, куда охотно приходят туристы.

Колыбель татарской интеллигенции

Именно так называют старо-татарскую слободу Казани. Одних только особняков татарских промышленников, купцов, духовенства здесь порядка 20-ти.

Татарская слобода расположена не в старом центре Казани, а чуть южнее и западнее. Сейчас это часть Вахитовского района Казани.

Во времена Ивана Грозного татарам было запрещено селиться в черте города (в современном центре Казани), поэтому татары обосновались за городскими стенами и основали Татарскую слободу. Слобода разрасталась. Так появилась Новая татарская слобода, оставив для уже сложившегося поселения название «Старая татарская слобода».

Старо-татарскую слободу найти просто: ее старые исторические здания расположились к западу от Булака и озера Нижний Кабан. Новая Татарская слобода находится ещё западнее, через железную дорогу.

Татарская слобода совсем не похожа на находящуюся в 200-х метрах Русскую слободу: вывески на татарском языке, аутентичные деревянные татарские дома XVIII-XIX веков с характерной резьбой и каменные здания, заметно отличающихся от застройки в других районах. Здесь есть и здания в стиле барокко, и традиционная татарская резьба по дереву.

Дом Шамиля (ул. Габдуллы Тукая, 74) похож на замок. Здесь когда-то жила невестке имама Шамиля. Кстати, сам Шамиль здесь ни разу не был, но это еще не повод обходить этот дом своим вниманием, ведь здесь открыт литературный музей Габдуллы Тукая, классика татарской литературы.

Кто бы мог подумать, что бедный маленький сирота, никому не нужный Габдулла Тукай, сменивший только в раннем детстве восемь (!) приемных родителей и семей, его приютивших, станет поэтом с мировым именем? Что его, молодого двадцатисемилетнего, будет оплакивать не только вся Казань, но и весь мир? Что из беспризорника вырастет сатирик, публицист, признанный поэт, великолепно владеющий помимо родного татарского еще и русским, арабским, персидским и турецким языками? Что именитые издания будут упрашивать молодого Тукая отдавать печатать его новые произведения только им? Зайдите в дом Шамиля, чтобы поближе узнать поэзию и путь Габдуллы Тукая.

В Старо-татарской слободе много интересного.

Здесь сохранились около десятка исторических мечетей. Татарские мечети — это особый жанр архитектуры. Они сильно отличаются от турецких, среднеазиатских и ближневосточных. Исторических татарских мечетей в неизменном виде во всем мире сохранилось, возможно, всего два десятка. И большая часть — в Казани, в Старой Татарской Слободе.

В советский период небольшие деревянные дома были снесены и застроены «хрущевками» и «брежневками». Но в 1992 году слобода получила статус архитектурно-исторической заповедной территории, а в 2005 году многие здания в слободе отреставрировали. На кирпичных стенах появились тематические граффити. Улицы замостили. Теперь Старо-татарская слобода излюбленное место туристов.

Козья, рыбная, суконная, адмиралтейская...

Далекий от морских берегов город Казань тем не менее с давних времен один из российских центров судостроения. Есть здесь и адмиралтейство (созданное по приказу Петра I и являвшегося вторым в стране после Петербургского).

Недалеко от казанского адмиралтейства стали селиться чины адмиралтейской службы: капитаны будущих судов, корабельные мастера, снабженцы, писари, солдаты, матросы, ученики и подмастерья. Вот эти строения и послужили основой для Адмиралтейской слободы, которая расположилась в устье реки Казанки и находится там и по сей день.

А на правом берегу Казанки, прямо напротив Адмиралтейской слободы находится Ягодная слобода. Она образовалась в 1825 году из присоединенного к Казани села Ягодного. Главная достопримечательность Ягодной слободы - начальное училище на ул. Гладилова 26, официально именуемое в дореволюционных бумагах Третьим городским. Фактически же это училище было первым, а не третьим. Третьим же оно было названо только потому, что на время закрывалось и было открыто вновь в 1838 году, когда в городе уже существовали два начальных училища.

Центр хранения и изучения документов новейшей истории Татарстана, Казанский энергетический университет, издательство "Идел-пресс", пятизвездочная гостиница "Сафар", банк "Ак Барс" и другие важнейшие учреждения города находятся сегодня в когда-то забытом Богом месте — Козьей слободе. С названием, кажется, всё понятно: рядом отличные заливные луга, а жители слободки издавна держали коз. Они бродят тут и до сих пор.

Но слобода славилась не только козами. Эту слободу вполне можно было бы назвать Целебной. Козы - источник целебного молока (им лечились от чахотки), а луга - душистых луговых трав, из которых местные жители всегда делали снадобья от разных болезней. Сюда со всего города приезжали больные, и многие из них получали облегчение.

Суконная слобода появилась в Казани в начале XVIII века. Раньше здесь, на северо-восточных берегах Ближнего Кабана были болотистые низменности и топи, поросшие густыми зарослями тальника, камыша и осоки. В первой половине XVI века на более сухом и возвышенном месте, в районе пересечения нынешних улиц Айдинова, Спартаковской и Островского, поселились армянские купцы. Со временем здесь появились армянская церковь и кладбище (на подъеме улицы Ульянова-Ленина).

Суконная слобода со временем разрослась и охватила район нынешних улиц Свердлова, Тихомирнова, Спартаковской, Айдинова, Луковского, Суконной и Эсперанто.

Название Кизической слободе (в просторечье — Хижицы) дал Кизический монастырь. Это был один из самых богатых и красивых монастырей Казани. На монастырском кладбище похоронены дед Льва Толстого - губернатор здешних мест И.А.Толстой, первый русский поэт-романтик Гавриил Каменев. Небольшая сосновая рощица — всё, что осталось от обширного соснового бора, который когда-то был в этих местах.

А вокруг простирались болотистые низменности, ручейки и речушки.

«Трясовичные хвори» или современная молярия, не были здесь диковинкой. Легенда гласит, что Кизический монастырь был основан специально для излечения от малярии. Многим страждущим посещение монастыря действительно помогало. Объясняется это, видимо, не только силой внушения, но и тем, что монастырь стоял на сухом месте, посреди сосновой рощи, где воздух был насыщен целебными фитонцидами.

Есть в Казани и своя Калуга. Между селами Кульмаметово и Аметьево издавна находилось болото. Соседняя возвышенность, где стояло село Аметьево, называлась Калугина гора, а жители низменных мест говорили о себе : Мы с Калуги. Впоследствии это название закрепилось и за тем районом, который находится по левую сторону от нынешней улицы Вишневского.

Войти в почту